Что нужно знать о навыках письма

18.03.2020

Первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к  6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять сформированные старые. Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе.  Поэтому работа по подготовке ребёнка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Успешность работы  по формированию навыка письма зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Для успешного овладения навыком письма очень важно уметь выполнять графические упражнения: «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты», «Клубочки», штриховка, обведи рисунок, соедини по точкам, нарисуй фигуры, нарисуй такую же картинку, продолжи узор, дорисуй картинку, нарисуй такую же фигуру, графический диктант. Для выполнения графических заданий необходим простой мягкий карандаш. Если ребёнок ошибся, то можно воспользоваться стиральной резинкой. Раскрашивать рисунки нужно цветными карандашами. Следите, чтобы при раскрашивании и штриховке ребёнок не выходил за контур рисунка.

Рекомендую начинать  с упражнений, направленных на правильный захват карандаша и подготовки руки к выполнению графических заданий. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • захват гранёного карандаша большим и указательным пальцами рабочей руки;
  • перекладывание карандаша с одного места на другое, при этом карандаш захватывается большим и указательным пальцами;
  • прокатывание карандаша между ладонями;
  • прокатывание карандаша между большим и указательным пальцами;
  • расслабление кистей рук путём поглаживания листа бумаги от середины в сторону или сверху вниз;
  • круговые вращения кистей рук с последующим их расслаблением;
  • попеременное поглаживание одной кисти руки другой.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Упражнения на мелкую моторику рук, читать.

Учитель-логопед: С.А. Климентьева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.